Возрастающая интенсивность транспортного потока на автомагистралях приводит к постоянному росту дорожного шума и соответствующему увеличению шумового нагрузки на людей, проживающих поблизости от автодорог. Транспортный шум оказывает негативное воздействие на здоровье людей, время их досуга и условия труда, а значит, защита населения от шума становится все более значимой в социальном и экономическом плане.
В целях защиты от транспортного шума населения, проживающего на территориях, прилегающих к автодорогам, данная местность функционально разделяются на зоны с учетом допустимых уровней шума в дневное и ночное время. В том числе применяются различные активные и пассивные меры по снижению транспортного шума.
В зависимости от ожидаемой интенсивности движения транспорта — более трех тысяч автомобилей в сутки или более двухсот жителей населенного пункта, находящегося в зоне акустического воздействия, — проектируются и устанавливаются соответствующие шумозащитные экраны https://rid-road.ru/catalog/shumozawitnye-ekrany/ на автодорогах.
В качестве альтернативы для снижения транспортного шума на автомобильных дорогах проводят следующие меры и мероприятия:
— принимаются меры по ограничению скорости автомобилей за счет использования техсредств в организации дорожного движения;
— принимаются меры по ограничению или полному запрету движения грузовых машин внутри населенного пункта в определенное время суток, в частности в ночное время;
— проектируются малошумные дорожные покрытия.
Оценка уровня звука в точках измерения на территориях, прилегающих к существующим дорогам, проводится в соответствии с ГОСТ 31296.2–2006, используя натурные измерения. При планировании новой автодороги или реконструкции существующей ожидаемые уровни шума определяются с помощью акустических расчетов.
Путем сравнения расчетных или измеренных уровней звука с требованиями санитарных норм определяется необходимое снижение уровня звука. При выборе мероприятий по снижению шума предпочтение обычно отдается пассивным мерам, которые способствуют снижению уровня шума, но не требуют значительных дополнительных капиталовложений. Реализация таких мер происходит в рамках дорожного планирования и управления дорожным движением.
При выборе конструкции шумозащитных сооружений и в частности акустических экранов, помимо регламентированного санитарными нормами снижения шума, учитываются следующие факторы:
— удобство эксплуатации автомобильной дороги;
— безопасность дорожного движения;
— удобность и простота монтажа и эксплуатации шумозащитных конструкций;
— эстетический вид шумозащитных ограждений и их сочетание с окружающим ландшафтом.
Каждое решение при строительстве шумозащитных сооружений должно быть экономически обосновано, а необходимые аспекты шумозащиты должны быть учтены в соответствующих разделах проектной документации нового строительства или реконструкции автодорог.